Легендарный коньяк Шустов
В конце XIX, начале XX века шустовский коньяк был в России поистине легендарным напитком. Это произошло не только из-за того, что напитки, выпускаемые торговым домом «Шустов и сыновья», отличались высоким качеством и были ничуть не хуже французских аналогов.
Огромную роль сыграла непривычная для того времени, но очень действенная тактика, которая в наши дни именуется эффективным маркетингом.
История шустовского коньяка
Николай Леонтьевич Шустов появился на свет в 1813 году в семье бывшего вольноотпущенного крестьянина, переехавшего в город и ставшего купцом 3 гильдии. В 1863 году он решил организовать собственное дело, зарегистрировав Торговый дом «Шустов и сыновья». Первый завод Шустова находился на Маросейке. Это было крохотное предприятие с одним перегонным кубом, который обслуживали двое рабочих.
В 1865 году Николай Шустов, ставший к тому времени купцом 2 гильдии, переводит предприятие на Мясницкую улицу. А в 1870 состоялся еще один переезд, на этот раз на Большую Садовую. К этому времени завод представлял собой уже 2 одноэтажных здания из кирпича. В 1895 году Шустов получил разрешение на строительство еще двух заводских зданий. К этому времени на предприятии выпускали водку, ликеры и наливки.
В 1896 году товариществу «Шустов и сыновья», которым к тому времени руководили уже непосредственно сыновья Николая Леонтьевича, принадлежали 2 завода и складские помещения в Москве. На заводе начали производить коньяк.
В 1899 году товарищество Шустовых приобретает Ереванский коньячный завод, а также еще 2 предприятия – в Кишиневе и Одессе, которые тоже переоборудуются под производство коньяка. В это же время один из братьев Шустовых отправляется во Францию, изучать производство коньяка.
К началу XX века товарищество «Шустов с сыновьями» стало самым крупным производителем алкоголя в России, шустовский коньяк продавался не только в России, но и в других странах. В 1914 году на долю Шустовых приходилась примерно треть всего алкогольного рынка России. Однако, в начале Первой мировой войны предприятия были переоборудованы и работали на нужды военного ведомства, а после Октябрьской революции их национализировали.
Достижения бренда Шустовых
Практически на всех этапах своего существования детище Николая Леонтьевича Шустова было успешным. Это объясняется тем, что владельцы ответственно и грамотно подходили ко всем процессам производства и сбыта, выпускали алкоголь высокого качества, внедряли совершенно новые для того времени способы продвижения своей продукции.
Если говорить об основных достижениях бренда Шустовых к началу XX века, то можно выделить следующие:
- Шустовский коньяк получил Гран-При на французской выставке. После этого коньяки, произведенные на предприятиях Шустовых, получили немало престижных наград на всевозможных международных выставках.
- Товарищество Шустовых было лидером по производству ликеров и наливок, а по выпуску коньяка занимало 4-ое место. Надо отметить, что, продвигая наливки, компания делала основной упор на их целебные свойства.
- Шустовский коньяк закупают практически все крупные европейские рестораны. Добиться этого Шустовым помогла необычная рекламная стратегия. Они нанимали молодых людей, которых отправляли на лучшие европейские курорты. Те (обычно с дамой) заходили в самые известные рестораны, делали большой заказ и к нему просили подать бутылку лучшего шустовского коньяка. Когда выяснялось, что данного напитка в наличии нет, молодой человек расплачивался и уводил даму, громко сожалея о том, что привел ее в подобную забегаловку.
- В 1912 году товарищество получило почетное звание «Поставщик двора Его Императорского Величества» и право размещать на своей продукции герб. Это произошло во многом благодаря тому, что у компании была безупречная репутация, и жалоб на выпускаемый ей алкоголь не было.
- Компания контролировала около 30% производства спиртных напитков в России, также на ее долю приходилось почти половина алкогольного экспорта.
Как производитель и поставщик коньяка, товарищество братьев Шустовых добилось мирового признания.
Современные реалии
В настоящее время за право использования бренда Шустов борются производители России и Украины. До сих пор продукцию бренда выпускают в обеих странах. На прилавках магазинов можно встретить коньяк, на этикетке которого написано Shustoff или Shustov, с маркировками от VS до ХО. Помимо этого выпускается бренди Шустофф.
Коньяки марки «Шустов» (от молодых VS до зрелых ХО) выпускаются на Одесском коньячном заводе, входящем в состав холдинга Global Spirits. В России производством напитка занимается компания «Родник и К», а изготавливают алкоголь на заводе в подмосковном городе Мытищи.
Заключение
Торговый дом «Шустов и сыновья» вполне обоснованно можно назвать первой Российской алкогольной империей. Коньяк, который производился на принадлежащих Шустовым заводах и продавался семейным предприятием, действительно был и по сей день остается легендой.